Страницы блога

пятница, 15 октября 2010 г.

Оптимизация Windows. Чистый рабочий стол

Продолжаю делится опытом по настройке и оптимизации Windows. Сегодня – как организовать чистый рабочий стол без ущерба для производительности и скорости работы.

Одна из главных проблем большинства «обычных пользователей» - просто ужасно захламленный рабочий стол – огромное количество нужных и не очень ярлыков, свалка документов как попало, иногда встречаются даже фильмы и музыка. Знакомая картина? В итоге – забитый до упора системный диск, тормоза при запуске и работе, кусание локтей и истерики после непродуманной переустановки системы «А тут все мои очень-очень-очень важные-нужные-срочные документы были, куда они все пропали? Как невозможно восстановить?!??!?»

Я просто уже устал объяснять пользователям – консультировать приходится часто – что бардака на рабочем столе быть не должно, что документы, фото, музыку и прочую ценную информацию надо хранить подальше от системного диска, желательно в выделенных для этого папках, что рабочий стол просто необходимо держать максимально чистым… На память сразу приходят *nix (Linux, Mac OS X) системы с их изначально чистым рабочим столом и программами, которые не стремятся поголовно наставить побольше ярлыков на рабочий стол и захламляющие меню Пуск - Программы – и тут системы семейства Windows оказываются ну никак не в выигрышной позиции.

Тем не менее, есть очень простой и логичный способ организовать рабочий стол наиболее распространенной операционной системы. Для начала – втолковать пользователю, что на рабочем столе должны быть исключительно ярлыки, и ничего более, для документов есть соответствующие папки. Далее – если есть большое количество ярлыков, объединенных какой-либо общей темой (на домашних компьютерах очень часто это игры) – то создать на диске D:\ папку, переместить в нее все ярлыки, а ярлык на саму папку вынести на рабочий стол, после чего постараться втолковать пользователю складывать ярлыки в соответствующие папки. Кроме очистки рабочего стола у этого способа есть еще одно прекрасное свойство – при восстановлении компьютера ярлыки на игры восстанавливаются без вопросов. Естественно, если игры были установлены не на системный, а на специально выделенный раздел, как и следует делать, потому что устанавливать на один раздел систему и игры не есть правильно.

Теперь самый правильный и самый эффективный способ очистки рабочего стола, приближающий его состояние к идеальному – применение программ - лаунчеров, например прекрасной программы Launchy. Идея очень простая – нажимаем заранее назначенную комбинацию клавиш (у меня Win-пробел), вводим первые буквы названия запускаемой программы или команды, выбираем желаемый вариант из предложенных программой, нажимаем ввод – программа запускается, рабочий стол при этом остается чистым. Кроме того – Launchy перемещает наиболее часто используемые соответствия букв названиям программ вверх списка, постоянно подстраиваясь под пользователя.

Скриншоты Launchy:

Строка ввода команд:



Общие настройки:



Настройка каталога программы – откуда брать названия программ



Настройка внешнего вида – скины



Поддержка плагинов:



Из опыта использования Launchy могу сказать – программа требует внимательной первоначальной настройки и привыкания к работе с ней – у меня получилось со второй попытки. Зато теперь, если приходится работать за компьютером, где её нет – сильно не хватает удобного запуска программ и команд. Что еще приятно – автор программы не жадный, денег за Launchy не просит, пожертвования приветствуются. Как ни странно – приучить пользователей к такому удобному способу запуска программ пока особым успехом не увенчались, сильна привычка у «обычного пользователя» тыкать мышкой в ярлыки, и присутствует страх перед клавиатурой.

Общий вывод – если есть желание сделать свой компьютер гораздо более удобным в использовании – обязательная к установке программа. Конечно у Launchy есть и аналоги, но у меня на компьютерах прижилась именно она.

Официальный сайт Launchy (на английском языке).


вторник, 12 октября 2010 г.

Несколько советов по настройке Windows XP

В последнее время как-то чаще приходилось настраивать домашние компьютеры знакомых и родственников - хоть это и не совсем интересно, но отказать не получается. Про общий бардак в настройке и пестрый зоопарк всякой вредоносной заразы рассказывать смысла нет, все давно всем известно. В результате многократного процесса оживления домашних машин вырисовалась следующая последовательность:

1. Если проблема несерьезная, и времени не очень много - то пробуем хоть как-то поправить то, что есть - процесс творческий, но не очень сложный;.

2. Если в наличии времени немного больше, то порядок действия следующий:

2.1. Загружаемся с любого внешнего носителя - например, BartPE на флэшке или диске - незаменимый инструмент - и убираем с системного диска всю пользовательскую информацию. Особое внимание следует уделить папке c:\Documents and settings и рабочим столам всех пользователей. Кроме того, если необходимо - сохранить профиль браузера и почту.

2.2. Если диск не разбит на разделы - разбить на два раздела - C:\"System" и D:\"Data", под системный диск выделить не менее 16 Гб места, можно больше - в зависимости от планируемого количества устанавливаемых программ. Как правило, 24-32 Гб более, чем достаточно;

2.3. Устанавливаем систему - до сих пор в основном просят Windows XP, да на многих домашних компьютерах Windows 7 будет нещадно тормозить, а словами Ubuntu Linux людей лучше не пугать. Ни в коем случае и ни под каким предлогом не пользуемся "оптимизированными" сборками - ZverCD, SamLab, Philka и прочими доморощенныеми творениями - только оригинальная англоязычная система, после чего, если надо - ставим русский язык при помощи русского MUI (Multi-language User Interface). Если с ноутбуком идет диск восстановления системы, или есть образ на скрытом разделе - такое часто бывает - ставим систему с него;

2.4. Устанавливаем драйвера и требуемый набор программ, при этом стараясь ставить наиболее простые и в основном бесплатные приложения - Firefox в качестве браузера, Picasa для просмотра и каталогизации фото, Avast в качестве антивируса, остальное - по запросам и потребностям. От MS Office 2007 или хотя бы 2003 пока избавится невозможно;

2.5. В обязательном порядке переносим папку "Мои документы" пользователя и "Общие документы" на диск D:\ - чтобы не забивать системный диск, и главное - чтобы потом не было мучительно больно от потери документов при неполадке/переделке/обновлении системы. "Мои документы" переносятся элементарно - создаем папку D:\Мои документы - "имя пользователя", например D:\Мои документы-Вася, после чего нажимаем Пуск - Мои документы - щелкаем правой кнопкой мыши - Свойства - Переместить, выбираем созданную папку, соглашаемся с перемещением.



Перемещение "Общих документов" производится немного сложнее - только при помощи реестра. Для начала копируем папку C:\Documents and Settings\All Users\Документы\ например в D:\Общие документы\, после чего переименовываем

My Music -> Музыка-общая
My Pictures -> Картинки-общие
My Videos -> Видео-общее

Нажимаем Пуск - Выполнить - набираем regedit - Ввод, правим реестр:

[HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\Windows\CurrentVersion\Explorer\Shell Folders]

Common Documents -> изменить -> D:\Общие документы
CommonMusic -> изменить ->D:\Общие документы\Музыка-общая
CommonPictures -> изменить -> D:\Общие документы\Картинки-общие
CommonVideo -> изменить -> D:\Общие документы\Видео-общее

[HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\Windows\CurrentVersion\Explorer\User Shell Folders]

Common Documents -> изменить -> D:\Общие документы

после чего сразу перезагружаем компьютер.

2.6. Ставим прекрасную утилиту TweakUI, при помощи которой можно много что удобно и просто настроить, но обязательно надо запретить автозапуск со всех внешних носителей - закрываем двери для вирусов и троянов, которые очень любят сами запускаться при помощи файла autorun.inf;

2.7. Просматриваем список запущенных служб - Пуск - Администрирование - Службы, решаем - что можно оставить, а что лучше отключить для повышения скорости работы;

2.8. Отключаем красивости для большей скорости работы интерфейса без ущерба для красоты - Мой компьютер - щелкаем правой кнопкой-Свойства - Дополнительно - Быстродействие - Параметры, где отключаем всевозможные анимации и скольжения;

2.9. В основном настройка закончена, проверяем, что все устраивает, осталось только зафиксировать результат. Для этого ставим незаменимую программу Acronis True Image, в конце диска D:\ создаем новый скрытый раздел ASZ - Зона безопасности Acronis, на котором будет храниться резервная копия системы. Попутно соглашаемся на активирование восстановления при загрузке - при старте компьютера до загрузки системы можно будет нажать F11, и загрузиться в Acronis True Image, практически аналогичный тому, что установлен в систему. Теперь финальный штрих - создаем полную резервную копию системы в Зону безопасности, в дополнительных параметрах указываем обязательно указываем проверку копии, не забываем снабдить резервную копию комментарием, чтобы потом можно было понять - что же это за копия. Теперь систему можно будет восстановить к полностью рабочему состоянию. Желательно сделать резервную копию и на внешний носитель, не только в Зону безопасности.

Все вышеизложенное - не более, чем общая идея по настройке компьютера под Windows XP, можно много что еще оптимизировать и настроить, но достаточно сделать хотя бы это. В Windows 7 много что сделано гораздо толковее, но общая идея остается - убираем документы с системного диска, отключаем лишнее, делаем резервную копию. Еще - после однажды проведенной вышеописанной процедуры можно сделать образ системы при помощи того же Acronis True Image, после чего просто разворачивать образ на компьютер и разбираться с драйверами - получается гораздо быстрее.


вторник, 5 октября 2010 г.

Отличный Firefox-аддон Yoono

Понадобилось в последнее время поставить на рабочий компьютер twitter-клиент, причем желательно не в виде отдельного приложения, а в виде дополнения к Firefox, который установлен браузером по умолчанию - чтобы лишний раз не переключаться между приложениями. После недолгого поиска и теста различных дополнений выбор пал на совершенно прекрасный Firefox-аддон Yoono.

Поддерживаемые социальные сети:



Скриншот twitter-ленты:



Как twitter-клиент Yoono работает просто прекрасно, кроме того - еще и приятно выглядит, что тоже немаловажно, на фоне минимализма некоторых других twitter-аддонов для Firefox это очень заметно. Поддерживаются все необходимые функции, легкий постинг в twitter web-страниц, и картинок, поддерживается большое количество сервисов загрузки изображений, можно посмотреть - какие пароли к ним сохранены, что удобно.



Что не совсем понравилось - сокращение ссылок на страницы - не очень удобно реализовано , решилось установкой расширения Shorten URL (Bit.ly), которое совершенно прекрасно сокращает ссылки, используя сервис bit.ly, и добавляет пункт "Shorten url" в контекстное меню Firefox. Еще одна замеченная проблема - иногда переставала обновляться twitter-лента, но это было вызвано проблемами в локальной сети - профиль Firefox находится на сетевом диске, база данных Yoono находится там же, при установке на локальный диск проблемы не будет. Лечится проблема переустановкой Yoono, что совсем не трудно и не занимает много времени. К чести Yoono - поддержка на запросы отвечает очень оперативно и четко, молодцы, помогли разобраться. Установить Yoono для Firefox можно как стандартным способом (Menu - Tools - Add-ons - Get addons ), или с официального сайта Yoono (при установке надо разрешить в Firefox установку с данного сайта). Кроме Firefox-аддона Yoono существует в виде дополнения для Google Chrome (пока в beta-версии), в виде приложения для iPhone и iPod Touch, и в виде самостоятельного десктопного приложения для Windows. В планах - версия для iPad, пока для iPad предлагается iPhone-версия Yoono.

Общий итог - просто прекрасное, удобное и простое в настройке и использовании дополнение для Firefox, если надо клиент социальных сетей.